Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 17 Ноября 2006
Одиссея Козьмина
Геннадию Сергеевичу Козьмину, бывшему декану ФЭТа 28 октября исполнилось 80 лет. Поздравить его мы решили, как умеем – с помощью интервью с ним самим.
На контакт Геннадий Сергеевич пошел легко, не отнекивался как многие в его возрасте – мол, зачем вам это надо. Хотя и попросил после беседы: «Только много не пишите…»

Геннадий Сергеевич Козьмин.

Родился в 1926-ом, в Москве. Детство прошло в разъездах с семьей.

С третьего класса учился и жил в Хакассии, в селе Иудино.

В 1943-ем ушел на фронт, служил на Дальнем Востоке. Затем с 1947 года - в Новосибирске.

Демобилизовался в 1950-ом, в этом же году поступил в Томский политехнический институт на специальность "Электровакуумная техника" нового тогда факультета - РТФ. Закончил его с отличием в 1955 году. Оставлен ассистентом при ТПИ на родной кафедре.

В 1957 году поступил в аспирантуру при физико-техническом факультете. После ее окончания продолжил работу ассистентом на кафедре электронных приборов.

В 1962 году вместе в кафедрой перешел на работу в новый институт - ТИРиЭТ (ныне - ТУСУР).

С 1963-го по 1966-ой работал деканом факультета электронной техники и автоматики.

С 1969-го по 1976-ой заведовал кафедрой охраны труда. После ее расформирования цикл охраны труда перешел на кафедру электронных приборов, где Геннадий Сергеевич проработал до ухода на пенсию (1990 год).

Женат, имеет дочь, внука и правнука.

Геннадию Сергеевичу Козьмину, бывшему декану ФЭТа 28 октября исполнилось 80 лет. Поздравить его мы решили, как умеем - с помощью интервью с ним самим.

На контакт Геннадий Сергеевич пошел легко, не отнекивался как многие в его возрасте - мол, зачем вам это надо. Хотя и попросил после беседы: "Только много не пишите…"

- Геннадий Сергеевич, расскажите о себе.

- Родился я в Москве в 1926 году, но так сложилась жизнь нашей семьи, что из столицы мы уехали. Было это в 1933 году. Отец мой получил направление в Якутию, по специальности он был зоотехник. Началась большая "одиссея" нашей семьи. Мы жили в Якутии, в Бодайбо, вернулись в Москву, оттуда поехали в Красноярский край, снова по направлению. В конце концов, отец бросил эту работу, тяжело ведь туда сюда ездить. И мы осели в селе Иудино, в Хакасии - было такое большое село, причем субботницкое: там жили сектанты-субботники. Это были русские, но исповедовали иудаизм. У них имена были библейские, свинину не ели - все как у евреев. Отец сменил работу, стал учителем.

Жизнь шла переменная, было и хорошо, и плохо. Потом началась война. В 1942-ом отец ушел на фронт, и я остался за старшего. У меня к тому времени еще четыре сестры было. Как и всем, пришлось работать, а мне еще и осваивать все виды крестьянского труда.

- А когда армия вас настигла?

- В 1943 году, ровно 7 ноября пришла повестка. Мне было 17 лет, только 28 октября исполнилось. Учился в 9 классе.

Я ушел, мать осталась с сестрами одна. Младшей было всего четыре года. Но до конца войны мама не дожила: у нее украли карточки на продукты на всю семью. В то время это был серьезный удар, после которого она так и не оправилась. Девчонки оказались в детдоме.

Служил я на Дальнем Востоке, в полевой стрелковой дивизии, все оружие было на руках, кроме патронов. Никаких увольнений - все строго.

- А на Востоке кого боялись, японцев?

- Я скажу так, никакой боязни нападения со стороны Японии не было. Они тихо сидели. Пограничники в основном нас ловили, когда мы убегали хворост для отопления собирать. Ходили на Амур за четыре километра от нашего расположения. Другого топлива просто не было. Летом мы кочки торфяные спиливали, ими топили. Или траву собирали, но под снегом ее нельзя было достать.

Мы ждали отправки на фронт, предыдущий набор, с 1925 года, весь ушел в места боевых действий. Но нас не отправляли, хотя обучение уже закончилось. Наш батальон поехал на лесозаготовки в сибирскую тайгу.

Видимо, уже тогда наверху знали, что мы пригодимся на Востоке (а это был 44-й год).

Потом колхозные работы. В конце года я попал в учебный батальон. Это была отдельная часть дивизии. Там снова началась учеба. В мае 45-го года предполагался выпуск с присвоением звания младшего командира, а тут конец войны. Выпуск отменили, нас отправили в поле, но выдали патроны, гранаты, весь боекомплект и НЗ. Мы поняли, что нас готовят к военным действиям. А с кем было воевать, кроме как с японцами?

По ночам все время был гул, нас по темноте увозили какие-то дороги ремонтировать. 8 августа Советский Союз расторг договор с Японией о ненападении, а 9-го выступил против японцев. Нас двинули к границе. Было страшное наводнение, все залило, мы переправились на другой берег Амура, наш батальон был в резерве комдива.

Дорога одна, но противника мы на ней не встретили. Японцы оттуда уже все ушли. Была одна небольшая стычка - нас ночью обстреляли. На этом все и закончилось. Нам просто повезло.

Дошли до города Цзямусы…

- А потом была Победа…

- Потом была Победа, все солдаты праздновали, нам разрешили расстрелять две трети боезапаса. За поход нас наградили грамотами с благодарностью от товарища Сталина "за успешное выполнение боевых заданий". В 1945 году, осенью, наш учебный батальон снова приступил к обучению, нас выпустили в 46-ом. Потом я служил в своем полку. Демобилизовался Новосибирске 8 марта 1950-го. Перед этим женился.

- Ну а как оказались в Томске?

- Поработав в Новосибирске несколько месяцев, я приехал в Томск учиться. Поступил в политех. С 50-го года я стал томичом. Могу сказать, что это особый город. Особенность его в том, что здесь было много вузов, причем известных.

Мне понравился политехнический, я хотел учиться по инженерной специальности. Приехал, сдал экзамены. Но оказалось, что я не туда написал заявление, еще и моя специальность закрылась. В итоге пошел на "Электровакуумную технику". Закончил вуз с отличием. На 3-4 курсе участвовал в научной работе, был оставлен в институте на кафедре электровакуумной техники, которая потом стала кафедрой электронных приборов. Заведовал ей Дмитрий Александрович Носков. Дали мне комнату 18 метров в бараке, у меня уже были две дочки. Мы ни на что не жаловались. Потом выделили квартиру.

- А ТУСУР?

- Потом встал вопрос об основании ТИРиЭТа (ныне ТУСУРа), о переводе в новый вуз всего РТФ. Перевелись, все шло своим ходом. А потом совсем неожиданно мне предложили должность декана ФЭТа. Были выборы, бывший декан свою должность не выставил, а мне некогда, надо диссертацию писать. Но уже вручили ключ от кабинета, деваться было некуда. Кому-то же надо занимать кабинет. Так я стал деканом. Проработал больше, чем надо: на мое место декана выбрали, а он уехал в Новосибирск. После трех лет мне пришлось еще "подеканить". А потом факультет расформировали. Был факультет электронной техники и автоматики, а сделали просто электронной техники. И деканом снова стал Игорь Васильевич Шипунов. А я пошел на кафедру электронных приборов к Дмитрию Александровичу Носкову, защитил диссертацию, стал доцентом. Потом меня попросили стать заведующим кафедрой охраны труда. Я был в курсе тех дел, которые мне там пришлось бы выполнять. В 69-м меня выбрали. Одновременно нам передали дисциплину учебных мастерских для всех студентов института. Это позволило принять новых работников и расширить преподавательский состав. Работу надо было начинать с нуля. Когда 1976-ом из учебных планов исключили дисциплину учебных мастерских, приказом министра кафедра охраны труда была расформирована. Мы перешли на кафедру электронных приборов. Там я проработал до 1990 года. Читал лекции, вел лабораторные работы. Потом ушел на пенсию по состоянию здоровья.

- А у вас дочки случайно не в ТУСУРе учились?

- Да, одна училась, по специальности информатика на факультете управления.

- Пожелания какие-нибудь хотите высказать вузу?

- Я всегда хотел, чтобы в нашем университете все было хорошо. Мне нравится тот курс, который взят сейчас, особенно по образованию, в частности - по дистанционному. Я давно думал, что с развитием вычислительных машин появится возможность получать образование в отрыве от центра. Это я только приветствую. Для человека, который хочет получить образование, это хорошая возможность, особенно если он живет где-нибудь в Норильске.

- Как Вам ТУСУР сейчас?

- Считаю, то, что сейчас делается, происходит своевременно. Думаю, отчасти благодаря тем людям, которые здесь работают. В свое время, когда "отпочковались" от политехнического, мы были в намного лучшем положении: устойчивее морально, чувствовали, что за нас кто-то беспокоится, нам всегда помогут министерство или обком.

Я рад, что сегодня университет в таком устойчивом положении. Хотя, могу предположить, что для некоторых сотрудников, особенно пожилых - это трудно - раньше не было того напряжения, как сейчас, не нужно было зарабатывать деньги.

Но что делать - жизнь никогда не была простой…

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании