Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 26 Июня 2006
Мне везло на учителей

С этим юбиляром проблем не было. Альберт Николаевич Колесов доцент кафедры СРС любезно согласился сам ответить на вопросы, которые мы отправили ему по почте. Спасибо ему за это большое, тем более, что править его "автобиографию" почти не пришлось - оказывается, ко всем другим его талантам можно добавить и писательский.

Родился 21 июня 1931 года в городе Никольске-Уссурийском Дальневосточного края (сейчас Уссурийск Приморского края) в семье слушателей Совпартшколы.

Так случилось, что первые годы жизни в практически мало сознательном состоянии я с родителями поколесил по стране.

Достаточно твердые и последовательные собственные представления у меня связываются Красноярском, куда семья приехала после "калейдоскопических" переездов по всей стране. Там родители поступили на учебу на рабфак Красноярского педагогического института, по окончании которого мать поступила на естественно географическое отделение учительского института, а отец - на физмат педагогического института (было в то время "два в одном"). Вот там, в студенческом общежитии, под горой с известной теперь всем (по купюре "10 рублей") часовней и началось мое сознательное детство с ползаниями по географическим картам, расстилаемыми на полу во время зачетов и экзаменов у студентов, когда, на потеху студентам, в экзаменуемого превращался я, с шахматными поддавками со стороны сокурсников отца…

В 1939 году мать окончила учительский институт и была направлена на работу в сельскую школу в село Рыбинское Красноярского края. Отец учился еще два года (на педагогическом отделении обучение было четыре года, а на учительском - два) и навещал нас только в каникулярное время.

21 июня 1941 года я съел последнюю на много лет вперед шоколадку, через несколько дней приехал отец, только что сдавший госэкзамены и отпущенный на три дня военкоматом на прощание с семьей. Больше отца я не видел. Остались в память о нем несколько фотографий, часть конспекта лекций по теме "Электричество" для слушателей рабфака, которым он, будучи студентам пединститута, читал физику и подарочный том с произведениями В. Шекспира с благодарственной надписью от слушателей рабфака.

Война - время, о котором можно очень много говорить, так как память хранит, кажется, представления о событиях каждого дня той поры! Поколение детей той поры повзрослело "в одночасье". Похоронки, всякого рода лишения, жадное впитывание последних известий с фронта, поступавших из единственного "живого" репродуктора на здании сельской почты, работа на колхозных и своих полях (без прерывания учебы или с оставлением учебы)… Сейчас многим детям тоже не сладко приходится. Но тогда мы, дети, очень быстро, "от мала до велика", научились ценить все, что создано человеком и природой. Варварства по отношению к предметам, в отличие от теперешнего времени, не было. Было трудно, но многих из нас поддерживало высокое. Например, с каким то упоением, как оценку собственного мужества, цитировалось четверостишие В. Брюсова
Кто выжил в голод, видел смерть и не погиб нигде,
Тот знает сладость сухаря, размокшего в воде.
Тот знает каждой вещи срок и чувствует впотьмах
И каждый воздуха глоток, и каждой ветки взмах!

С 1947 года по я 1950 учился в Заозерновской средней школе №1 за 25 км от села Рыбинского, поскольку к концу первого года войны средняя школа в селе перестала существовать. Жил на квартире в "однокомнатной избушке", спал на русской печке. Школу окончил в 1950 году с серебряной медалью, что гарантировало тогда поступление в вуз без вступительных экзаменов.

Вопроса: "Учиться дальше или работать" не вставало. Учиться! И мама очень поддерживала это стремление!

Мне, как я сейчас понимаю, везло в жизни и на хороших учителей, и на хорошее окружение. Конечно, на первом месте стоит мать, вклад которой в единственного ребенка неоценим. Вдвоем с мамой прошли мы все военное и послевоенное лихолетье, в которые окунулись практически сразу после маминой студенческой скамьи!

В школьные годы нелюбимых предметов не было. Но "пальму первенства" держали предметы математического плана. И остановился я в своем выборе вуза по окончании школы на физмате ТГУ. Но маме импонировали больше направления, приближенные к практике. В итоге я послал документы на физико-техническую специальность в ТПИ. Но вмешался Его Величество Случай: мне не выслали вызов ("прокол" в работе приемной комиссии), а я ждал его до первого сентября. Поехал в Томск без вызова (впервые самостоятельно) и ехал 800 км неделю с несколькими пересадками. Явился в ТПИ через неделю после начала занятий. Все группы уже укомплектованы. Для поступления на физико-техническую специальность, оказалось, нужно было пройти мандатную комиссию, о которой я без вызова, естественно, просто не знал. В общем, после нескольких дней блужданий по вузам и факультетам, устроился я на специальность "радиотехника" электрофизического факультета ТПИ, "потеснив" кого-то из кандидатов в студенты.

Группа оказалась дружной. Мне было в ней уютно. Учиться старались все. Часты были стихийные диспуты в комнатах общежития на "научно популярные" темы, коллективные выходы в кино, театр, на концерты. Отличие студенчества той поры от нынешнего, пожалуй, в большей целеустремленности и ответственности. Этому способствовали и дух коллективизма, внедрявшийся по всем каналам воспитания, и предшествующая обучению в вузе тяжелая, но высоконравственная и героическая жизнь страны, в которой мы выросли.

Что касается карьеры, то она началась непринужденно, как и у многих студентов, с приобщения к НИРовским работам, проводившимся на кафедре радиотехнической аппаратуры (РТА) ТПИ по постановлению Совета Министров СССР. Начало 1954-го года. Предстартовая пора выхода человечества в космос. Изучение свойств верхней атмосферы и метеорной опасности для космических аппаратов было актуальным. К работе в этом направлении было привлечено много студентов. Среди них хорошо известные ныне в ТУСУРе Ф.И. Перегудов, Г.С. Зубарев, Л.П. Серафинович и другие. Словом, после окончания ТПИ в 1955 году я был оставлен для работы на кафедре РТА радиотехнического факультета ТПИ и с тех пор с факультетом не расставался.

Путь в жизни определился как собственной любознательностью, так и огромным влиянием матери и моих школьных учителей, учителей "от бога", как я понимаю. Ну а в вузовский период жизнь определялась хорошим окружением и терпеливыми наставниками, такими, как Е.И. Фиалко, Е.В. Падусова, Ф.И. Перегудов, Г.С. Зубарев, И.Д. Золотарев, Е.Н. Силов, И.А. Суслов, Г.С. Шарыгин…

Преподавательская работа в вузе обязательно должна сочетаться с творческой работой поискового типа. Основная задача преподавателя - "Научить студента мыслить" - в этом случае решается более эффективно. Хотя уже решенных проблемных вопросов для озадачивания множество, привлечение студентов к решению таких вопросов обычно воспринимается, как предложение решить еще один пример. "Живое" же дело, которым к тому же занимается и сам преподаватель, даже далекое от эпохальной значимости результата, позволяет увлечь студента поиском.

Общение со студентами в таком случае дает полезную отдачу и преподавателю в виде постоянного "шлифования" собственных представлений и оттачивания их текстового изложения. Одним из результатов сотрудничества преподавателя и студента является совместное написание докладов на конференции и статей в журналы и сборники.

Естественно, что такой "симбиоз" преподавателя и студента подразумевает резерв времени у преподавателя (как у ведущего в подобных "спарках"). Когда же поисковая задача захватила преподавателя настолько, что он работает над ней, не замечая усталости, и отвлекается на другое только по необходимости, работа со студентами уже действительно может мешать успешному и скорейшему завершению поиска. Но новые исследования и разработки, на мой взгляд, опять должны проводиться с привлечением студентов. Думается, что большинство преподавателей, руководивших выполнением дипломных и курсовых проектов и работ, приближенным к реальным, согласится с такой оценкой сотрудничества преподаватель - студент.

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании