Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 11 Апреля 2007
В мире без границ

(продолжение, начало в №3)

Валерий Чухломин - area coordinator(заведующий кафедрой) экономики бизнеса и управления в государственном университете Нью-Йорка.

- Вы специально приехали на конференцию ТМЦДО?

- Да, все началось с того, что я обнаружил на российском сайте информацию о том, что ТУСУР оказался в числе победителей инновационного конкурса. Тут же отправил поздравительную телеграмму Александру Фавстовичу Уварову. А потом он написал, что группа из ТУСУРа едет в Америку, чтобы изучить инновационный опыт наших вузов. Тут уже я пригласил их к себе «в гости». Дистанционное образование ведь и зародилось в США - и сама технология, и связи. Поэтому цель приглашения была простая: приезжайте, посмотрите, что у нас есть. Конечно, вы сделаете что-то свое, но, может, увидите то, что будет интересно. Это уже вопрос к ним, что они увидели, что понравилось. Но, надеюсь, на этом наше сотрудничество не завершится. Американские студенты традиционно не очень сильны в математике. Мы уже начали с вашими математиками разговор о создании технологии для обучения наших студентов. Вот здесь может быть какой-то совместный интерес.

С другой стороны, США - страна бизнеса, у нас разработаны успешные программы по финансам. Думаем в России, было бы интересно не только распространять чужие программы, но и создавать свои по принципу аутсорсинга (это когда компания для производства чего-либо не создает свои подразделения, а перепоручает эти задания сторонним фирмам - прим. авт.). Подобный проект был бы очень интересен. И тут ТУСУР от нашего университета мог бы получить много полезного. У вашего вуза в электронике имя есть, а в бизнес-программах - пока нет. Такая программа, созданная под нашим брендом, могла бы успешно конкурировать на рынке.

- По-Вашему, в чем основные различия в системе дистанционного образования у «вас» и у «нас»?

- Сложно ответить что-то определенное - я не был в ваших представительствах на местах, но кое-какие моменты могу себе представить. Полагаю, что ТУСУР пока находятся на стадии «обучения по переписке». Эту стадию в США освоили еще сто лет назад. Просто технологии многое ускорили: вместо «бумажного» появилось электронное письмо, вместо послания - файл. Если сравнить с промышленностью, сейчас в России идет фаза «механизации ручного труда». И идет очень быстро - что в Америке заняло десятилетия, у вас - годы.

Следующий этап настанет, когда появятся новые технологические возможности. Например, у нас, так сказать, на «нью-йоркщине», обязательное условие для учебы - это широкополосный доступ в интернет. Пятимегабайтный файл, ерунда, качается секунд 15. Это позволяет применить и некоторые образовательные технологии. В России пока все в будущем, но оно все равно придет, надо к нему готовиться.

Когда и этот этап пройдете, наступит третий. До сих пор в ходу была «дедовская», средневековая технология высшего образования. В первых университетах знание существовало в виде пересказок, толкований фолиантов. Новая же технология может сделать реальный прорыв.

Теперь не надо ходить в библиотеку - студенты у нас получают доступ к десяткам тысяч книг и журналов через интернет, университет просто платит за подписку. Это быстрее и удобнее, чем в библиотеку пойти. Возникает новое качественное образование, какого еще не было. Мы наконец-то можем шагнуть за пределы средневековых университетов. Ну и, естественно, что те университеты, которые сделали эти шаги первыми, имеют преимущество перед остальными.

- У ТУСУРа и нашего Центра дистанционного образования такое преимущество, по крайней мере в России, уже есть?

- Лично я прошел две стадии отношения к дистанционному образованию. В начале - полный скепсис. Когда я учился в Новосибирске, к нам в аудиторию заходили такие люди, как академик Заславская (для экономистов это очень серьезное имя)… Даже не так важно, что она говорила, больше интересовал образ ее мысли, общение. Я всегда и считал, что это и есть «высшее образование». А что значит - дистанционное? Ну, получил книжку, прочитал. А потом я начал наблюдать за тем, что делают ТУСУР и другие вузы. Мне всегда казалось - ладно, тяжелые времена, ребятам надо как-то выживать. И родителей понять нетрудно, жалко им отправлять своего ребенка в соседний город.

Изменилось мое отношение спустя какое-то время. Это было не в России, а в Австралии. Там я параллельно учился на МBA и работал над второй докторской программой. И вот что я обнаружил. Дистанционное образование постепенно создало такие методы и формы, которые теперь воспринимает и очное традиционное. Я увидел, что в крупных университетах особой разницы между ними не стало.

В дистанционном образовании «придумали», что студент и преподаватель может общаться по электронной почте, что у каждого обязательно должен быть свой электронный ящик, что все контрольные работы сдаются в электронном виде. Все это теперь «взято на вооружение» и в дневной форме обучения. Разницы почти никакой нет, просто тут есть лекции, а там нет. Так это пока. Уже вовсю используются аудиозаписи лекций. В нашем университете лекции записываются и по интернету в формате mp3 рассылаются студентам. Они, занимаясь, например, на тренажерах, слушают их вместо музыки. Но те же лекции рассылаются и дистанционщикам! Так если очник по какой-то причине не ходит на занятия, то никакой разницы со студентами, обучающимся дистанционно, у него нет.

Используется и эффект «глаза в глаза» - лекции записываются на видео и рассылаются. И никаких высоких технологий не надо - просто «говорящая голова» рассказывает о предмете.

Следующий момент: дистанционные занятия пытаются сочетать со встречами с преподавателями. Я сам веду такой курс, работая в Дистанционном центре. В городе Олбани мы встречается со студентами, три часа я рассказываю о предмете, объясняю, что к чему. Через два месяца (все это время они работают в интернете, пишут контрольные) мы снова видимся, я рассказываю о финальном проекте, они задают мне свои вопросы - на них лучше отвечать устно, вживую. И в третий раз они уже показывают свои презентации.

Такая смешанная форма объединила все три существовавшие ранее. Вот это меня убедило. И еще. Я «брал» четыре курса МBA и со мной в аудитории сидели человек 30 студентов из разных стран. Оказалось, что этот же курс в режиме on-line изучают еще 200 человек - мы их просто не видели. На экзамене каждому выдали пачку документов, чтобы их обработать и принять решения. Я увидел, что многие из тех, кто никогда не ходил на лекции и жил в другом городе, справились со своим заданием лучше меня. Вот это и убедило. Дистанционное образование - «настоящее» образование.

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2025 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании