|
Вот только что из Лиможского университета вернулась делегация ТУСУРа (не очень многочисленная, впрочем: декан ФСУ Николай Владимирович Замятин и декан гуманитарного факультета Татьяна Ивановна Суслова). И самая главная послепоездочная мысль, которой поделилась с нами Татьяна Ивановна, звучит так: «Возможно все! Главное, вовремя поставить себе планку повыше и добиваться своей цели». Ладно, к побудительно-целевым моментам мы еще вернемся, а пока послушаем, какие еще мысли и впечатления Татьяна Ивановна привезла с собой. - Во Францию с Николаем Владимировичем мы ездили на стажировку - в рамках реализации инновационно-образовательной программы. Нас встречали декан факультета информатики Лоран и декан факультета лингвистики Жак. Нашей целью было познакомиться с «их» системой подготовки специалистов, рассмотреть возможности научного и образовательного обмена студентами и преподавателями. В итоге мы подписали договор о взаимном сотрудничестве между Лиможским университетом и ТУСУРом. - Какие-то образовательные системы вас интересовали больше остальных? - Да, мы, прежде всего, занимались изучением системы зачетных единиц (кредитов). Как вам известно, ТУСУР тоже постепенно включается в эту систему, нам нужно было рассмотреть и сверить учебные планы наших университетов, привести их в соответствие. …Кстати, недавно в ТУСУРе начали учебу три французских студента. Их цель - не просто ознакомиться с нашей системой образования, они будут изучать ряд курсов и должны в итоге получить по ним зачеты и экзамены. - С помощью все тех же «кредитов»? - Да, система зачетных единиц используется во всем мире. Просто здорово, что мы тоже в нее включаемся. И она не так уж и сложна, как кажется. Например, у нас студент за семестр должен сдать семь экзаменов и десять зачетов. Что касается кредитной системы, то здесь важно понять два момента: во-первых, каждый может сам выбирать для себя дисциплины (конечно, есть обязательные - «тотальные»), во вторых, любой предмет «тянет» на определенное количество баллов. В итоге к концу семестра студент должен набрать 60 баллов. Например, гуманитарный блок (понятно, что он интересовал меня прежде всего) «оценен» в пять кредитов - студент обязан их «заработать». - Что еще из увиденного или услышанного оказалось полезным? - Мы увидели просто грандиозные лаборатории, заполненные новейшей техникой. Кстати, все обучение там ведется по системе ГПО. Только, если у нас групповое проектное обучение, появляется на третьем курсе, во Франции - уже на втором. К каждому студенту «приставлены» несколько преподавателей, он имеет доступ к современной аппаратуре. Иногда, заглядывая в аудиторию, мы видели такую картину: сидит студент, напротив него профессор, они занимаются каким-то проектом, вокруг - просто море современного оборудования. В общем, система ГПО - европейская, очень хорошо, что мы у себя начали ее внедрять. Правда, у нас этот процесс идет «сверху», часто возникают проблемы, недопонимание, а «там» она уже давно и слаженно работает, ни у кого вопросов не вызывает. - И еще несколько слов "об особенностях французского образования"... - Образование там бесплатное, вузы целиком финансируются государством и Академией наук. У преподавателей заботы нет, чтобы какой-нибудь аппарат получить - просто пиши заявку. Причем, оборудование везде такого класса, о котором мы даже не мечтаем. Очень понравилось, что каждый на факультете знает круг своих обязанностей, четко исполняет приказы. А как же? - все сотрудники вузов во Франции находятся на госслужбе. При этом все улыбчивы, очень открыты, искренни. В центре деканата стоит огромный круглый стол, загруженный рекламными буклетами, кто хочет - заходит и берет с собой. Правда, студенты в деканат, как и у нас, заглядывают только с какими-то проблемами. И, знакомая картинка, говорят с деканом, скрючившись и что-то мямля. Мы как раз попали на День открытых дверей. Две девушки, которых мы встретили, сразу же заявили - хотим учиться в России. - Так велик интерес к нашей стране? - Да, и хотят ехать сюда именно учиться. А еще французская сторона очень заинтересована в том, чтобы и студенты ТУСУРа приезжали к ним, завязывались новые контакты. Например, наша Ольга Петренко (ФСУ) с января этого года училась в Лиможском университете. Мы присутствовали на защите ее работы по стажировке (в июне на защиту уже дипломного проекта Ольги в Томск приедет декан Людовик). Так вот, она нам рассказывала, что поначалу было, конечно, трудно - все говорят быстро, непонятно. Но потом она адаптировалась, вот даже серьезную работу провела. Я рада за Ольгу (кстати, осенью она поедет в Лимож - учиться в магистратуре), но у нас очень много студентов, которые тоже смогли бы учиться во Франции. На самом деле, мне непонятно, почему в этом направлении наши студенты так «неактивно» размышляют. Если задуматься - препятствий нет вообще (конечно, прежде всего, встает языковая проблема, но есть же специальные курсы). Главное решить для себя - я могу, все зависит от меня. Автор: Оксана Коновалова
|