Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 1 Ноября 2006
Что такое ГПО?
ГПО. Групповое проектное обучение. Хотите - не хотите, значение этой аббревиатуры вы скоро будете знать (если уже не знаете) на зубок. Никуда не денетесь - жизнь заставит. Как иначе? Тхнология ГПО, благодаря которой ТУСУР был признан вузом инновационным, изменит жизнь каждого студента, каждого преподавателя. И страшиться этих перемен не надо. Групповое проектное обучение и ТУСУР помогут вам стать по-настоящему уникальным специалистом, который (как втайне надеются создатели этой технологии) сможет после окончания университета открыть свое собственной наукоемкое дело.

Но, все таки, что же скрывается за этими буквами - ГПО, в чем суть новой системы обучения, в чем ее "конек"? Попытаемся понять вместе.

А для начала Михаил Терентьевич Решетников, проректор по учебной работе поведает нам, почему идея группового проектного обучения возникла именно в ТУСУРе?

- Опыт открытия малых предприятий показывает, что их создатели прошли высшую школу, получили хорошее образование. И мы когда проанализировали ситуацию на томском рынке малых предприятий наукоемкого бизнеса, то выяснилось, что 80 процентов их доходов, обеспечивается фирмами, которые создали выпускники ТУСУРа.

Возникла идея эту подготовку поставить на поток. Ну а для этого нужна какая-то инфраструктура, какая-то материальная поддержка тех, кто хочет открыть свое дело. Кроме этого, сама образовательная технология должна предполагать изучение дисциплин, связанных с инноватикой. Эта образовательная составляющая должна перестать быть пассивной.

К сожалению, современное образование строится на лекционной технологии. Студент информацию воспринимает, записывает, потом воспроизводит ее на экзамене, благополучно забывает и уходит. Знания есть, умения есть, а навыков, прочно закрепившихся, нет.

И тогда мы стали думать над использованием в обучении инновационных технологий. У нас в ТУСУРе их много - это и рейтинговая система, которая стимулирует студента систематически работать в течение всего семестра; это и внедрение каких-то элементов дистанционных технологий в дневное обучение (здесь нам помогает качественное учебно-методическое обеспечение, позволяющее студенту в каких-то ситуациях вообще обойтись без преподавателя и самостоятельно изучить предмет).

Объединяющая технология, которая вбирает в себя все остальные - это технология группового проектного обучения. ГПО.

Сама эта технология направлена на то, чтобы параллельно, одновременно с изучением, впитыванием информации, сразу в деле начать использовать полученные знания.

В чем суть технологии ГПО? На третьем, скажем, курсе студенты группируются в творческие коллективы - человек по 5-7. У каждой будет руководитель, который поможет сформулировать тему проекта, над которым они будут работать.

Процесс это очень непростой, потому что выбранный проект не может и не должен быть каким-то частным. Наоборот, в нем будет что-то общее, для него будут нужны все те знания, которые студент получает в ходе обучения. Этот проект должен иметь какую-то научную составляющую, необходима какая-то новизна, какая-то оригинальность идеи. Кроме этого очень желательно, чтобы проект на дальней стадии его разработки мог быть коммерциализован.

Обеспечить совокупность вот этих трех составляющих - образовательной, научной и коммерческой - очень сложно. Но если удается, то дело может развиться и дать неплохой результат.

Так вот, согласно разработанной в ТУСУРе технологии ГПО, дальнейшая траектория обучения каждого студента будет связана с выполнением такого вот проекта.

Если проект действительно "нормальный" в коммерческом плане, то у творческой группы есть возможность участвовать в конкурсе в СБИ, а там еще пару лет поработать и довести его до какой-то стадии коммерческой реализации.

Если проект не очень коммерческий, но интересен в научном плане, то студенты его предъявляют к защите дипломного проекта.

Если у группы "все получилось", то при выходе из СБИ они могут попасть в томскую технико-внедренческую зону. Как видите, вся система очень взаимоувязана, в ней все логично, при этом студенты выбирают несколько путей для развития своего дела, своего проекта. Они могут его коммерциализовать и отдельно основать свое малое предприятие, могут просто кому-то продать.

В любом случае, даже если они, выйдя из вуза, они не создадут свой собственный бизнес, а придут в какую-нибудь крупную организацию, они уже готовы на своем рабочем месте реализовывать какие-то оригинальные инновационные проекты. И их ценность как специалистов наемного труда, конечно, очень повышается.

Варианты технологии ГПО могут быть разными, и сейчас мы их обкатываем в качестве эксперимента. Два года в режиме группового проектного обучения работал РТФ, с этого года включатся все факультеты.

Теперь у каждого студента проявится индивидуальный учебный план. Что в нем изменено по отношению к стандартному? Есть так называемые "дисциплины по выбору". Для студента ТУСУРа они будут формироваться исходя из тематики проекта. Вот он работает над каким-то сложным радиотехническим устройством, но в ходе выполнения проекта появилась необходимость провести маркетинговые исследования, значит, в число дисциплин по выбору будет включены элементы маркетинга.

Таким образом, та свобода, которая есть у вуза в формировании учебного плана (конечно, он в любом случае должен соответствовать государственному стандарту), и используется для формирования тех дополнительных дисциплин, которые необходимы для группового проектного обучения.

То, что студенту положено по государственному стандарту, он в любом случае изучит. В обычном объеме. Это не значит, что он вышел из системы высшего образования и начал работать только и только над своим проектом.

…Технология ГПО накладывает на вуз определенные обязательства и ответственность. Мы должны обеспечить группы студентов современным оборудованием - это требует больших затрат. То, что мы выиграли конкурс на звание инновационного вуза, дает большие возможности: на каждой профилирующей кафедре будет создана лаборатория группового проектного обучения. Там будут рабочие места, чтобы заниматься работой над проектом.

Что дает новая технология ТУСУРу? Мы фактически переоснащаем университет, получаем новое учебное оборудование. Но не это главное. Если часть наших выпускников (не все, конечно) при выходе создадут свои фирмы, которые будут достаточно успешными, то они войдут в "бизнес окружение университета". А это - взаимная подпитка. Университет будет подпитывать новые предприятия кадрами и знаниями, а они в ответ дадут нам идеи новых проектов, смогут помочь иногда просто материально (посмотрите, сколько у нас аудиторий создано за счет таких фирм, сколько оборудования куплено). И вот это бизнес-окружение, в итоге обеспечит системный эффект, способствующий развитию и предприятий, и университета.


На РТФ уже год как в расписании у студентов стоит предмет "научное проектирование радиоэлектронных устройств". Именно с этого факультета начали "обкатку" новой технологии обучения - ГПО. Как там "пошло дело", какие первые выводы можно сделать, рассказывает декан РТФ Лев Алексеевич Боков. Но для начала пусть раскроет тайну, чем будет заниматься Центр инновационных образовательных технологий (он был создан в августе этого года и руководит им все тот же Лев Алексеевич Боков).

- В ТУСУРе многие годы велась работа по внедрению различных образовательных технологий. Но разрозненно. На РТФ - по групповому проектному обучению, на ФЭТе - по внедрению европейской системы зачетных единиц. На многих факультетах внедрялась углубленная подготовка по иностранному языку. Но центра, который бы эти технологии объединял и координировал их внедрение, не было. Теперь есть.

- Почему РТФ был выбран первым для запуска технологии ГПО?

На нашем факультете давно существуют научные коллективы с большим научным потенциалом. Студенческие научные коллективы работают давно, и их много.

- Сколько творческих групп создано на сегодняшний день?

- Сейчас задействованы курсы с третьего по пятый. В итоге к групповому проектному обучению привлечены более 200 человек. В группах от двух до пяти студентов (они сами решают, сколько и объединяются по интересам).

- Какие "сюрпризы" за год принесла система ГПО?

- Как всегда, в жизни есть плохое и хорошее. Хорошее, конечно, это то, что работа пошла, студенты потянулись на кафедры, там стало более оживленно. Курсовые проекты начали выполняться исходя не из придуманных заданий. Но было и разочарование. Не хватает нашим студентам амбициозности. Не замахиваются они на какие-то крупные проекты. Много пассивных молодых людей от учебы им ничего не надо кроме диплома. Отстали бы - да и ладно, получу диплом - ну и слава Богу. С ними надо работать, повышать их степень самооценки, амбициозность, формировать не только знания и навыки, но и личностные и профессиональные компетенции. Чтобы они могли не просто "знать и уметь", но применить свои знания в определенной среде. Чтобы они были коммуникабельными, чтобы могли выстоять в жесткой конкурентной борьбе.

Это уже следующий уровень после умений, знаний и навыков. Ну, например, можно научиться ходить, ходишь и ходишь - хорошо. Ну а теперь пройди по палубе корабля во время шторма. Это уже несколько иная задача. Так и здесь: уметь, знать - это одно, а вот применить эти знания и умения в современной обстановке, так, чтобы они были востребованными - совсем другое.

Когда формируются группы, не обязательно ведь каждый станет бизнесменом, товар доведет до рынка. Важна и такая задача - целенаправленно готовить хороших специалистов для наукоемких фирм, для нашей технико-внедренческой зоны. Таким образом, у ТУСУРа, у технологии группового проектного обучения две цели: создать волну предпринимателей наукоемкого бизнеса, которая должна распространиться не только по Томску, но и по всей России. Цель вторая: подготовка хороших профессионалов для специализированных фирм.

- Понятно, что не все факультеты легко и просто включатся в технологию ГПО…

- Я представляю, какие проблемы возникнут у гуманитарного, экономического факультетов. Но все решаемо. На этих факультетах замечательные преподаватели. Они помогут студентам найти интересные проекты - социальные или экономические.

- На РТФ, понятно, с выбором тем для проектов, проблем поменьше.

- Да, нашему факультету "повезло", на РТФ пять направлений подготовки специалистов - и безопасность, и радиотехника, и управление... Это значит, что мы можем формировать группы, куда войдут и радиотехники, и экономисты, и менеджеры - и все они будут из нашего факультета. А на других, чтобы создать действительно "настоящую" группу со специалистами из различных направлений, надо привлекать студентов из соседних факультетов и кафедр. То есть все равно большинство групп будут межфакультетскими, а то и межвузовскими... А почему бы нам не замахнуться и на международное сотрудничество?!


Создать новую образовательную технологию и надеяться, что она будет сама по себе работать "как часы", могут или очень самонадеянные или очень глупые люди. Наш ТУСУР не может позволить себе таких "экспериментов". Поэтому уже многие месяцы трудятся специалисты ВТК - временного творческого коллектива над тем, чтобы на бумаге расписать все возможные ситуации и проблемы, которые могут возникнуть при запуске технологии ГПО.

Рассказывает Герман Сергеевич Шарыгин, руководитель ВТК.

- Мы занимаемся разработкой нормативной базы группового проектного обучения. А это целый комплекс документов организационных, распорядительных, которые позволяют упорядочить работу ГПО: приказы; положения о лабораториях, проектных группах; технические задания; условия договора с предприятиями о совместной деятельности. Нормативных документов очень много и они необходимы для того, чтобы работа по ГПО шла единообразно и ее можно было контролировать.

Вторая группа разрабатываемых документов - методические: методики по ГПО, учебно-методические пособия по проектированию (предполагается, что каждый студент в период выполнения группового плана будет обязан сдать четыре курсовых проекта - по одному в семестр). Просто необходимы учебно-методические разработки, причем они должны быть адаптированы к профилю подготовки специалиста в университете.

Нужно решить, какие предметы и дисциплины могут изучаться в рамках ГПО, разработать нормативную базу составления индивидуальных рабочих планов.

Одним словом, надо расписать технологию ГПО так, чтобы она была всем понятна, чтобы можно было ей пользоваться. Ведь если каждый будет придумывать что-то свое, то сложно будет учесть все обстоятельства, чтобы не вступить в противоречие с существующими стандартами.

Сейчас в нашем временном творческом коллективе восемь человек, но это мало, будут привлечены к работе и другие сотрудники. Мы собираемся каждую неделю, обсуждаем вопросы как концептуального плана: что должно быть разработано и в каком направлении нам двигаться дальше, так и конкретные проблемы.

На сегодня согласовано восемь нормативных документов. Например, положение о проведении конкурсов по тематике ГПО (предполагается, что темы для проектов будут выдвигаться и самими студентами, и преподавателями).

Целый блок занимают документы, связанные с отчетностью по проектам. Мы хотим максимально упростить, уменьшить поток отчетов, бюрократических бумаг, сделать так чтобы они не мешали работе.

Уже разработана программа типового проектного обучения, формы технического задания на проект.

В общем, создан целый ряд документов, которые ожидают утверждения и внедрения, остальные положения-отчеты только обсуждаются в нашем творческом коллективе.

Всего таких документов нужно подготовить 30 наименований. Причем все они разные - есть те, что умещаются на одном листе, а есть такие, что по объему не меньше книги, учебно-методические пособия, например.

В конце этого года будет издан целый сборник этих нормативных документов, он поступит во все подразделения, всем проектным группам и даже в другие вузы.

Я сейчас рассказал о работе ВТК о создании нормативной базы группового проектного обучения. Но на нас возлагается и другая, может быть, еще более важная задача. В процессе разработки документов по ГПО, решается вопрос, а что же такое, в чем заключается эта методика? Дело ведь новое.

… А вообще, хороший специалист, он "Т-образный". Это значит, что он должен иметь широкое общее образование - горизонтальную палочку в букве, и глубокое образование в какой-то узкой области - палочку вертикальную. Так вот ГПО как раз и дает эту вторую палочку, помогает студенту действительно глубоко и на практике узнать больше об отдельном предмете.

Но технология эта должна быть тесно связана с другими видами учебной деятельности: с практикой, дипломным проектированием, УНИР. Групповое проектное обучение - это целый комплекс, а не только еще один предмет в расписании. И вертикальную палочку в "Т" студенты ТУСУРа будут выстраивать опираясь на возможности, которые дает им ГПО.

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании