Минуло уже сорок лет моей работы на кафедре математики в должности заведующего. Хочется хотя бы бегло остановиться на тех проблемах, с которыми сталкивалась наша кафедра все эти годы, рассказать о людях, их решавших. В 1966 году в составе кафедры математики было 15 преподавателей - почти все выпускники мехмата Томского госуниверситета, примерно одного возраста (менее 30 лет). Среди них были такие опытные преподаватели, как Н.Н. Горбнев, В.В. Баранова, И.Е. Ташкун, А.Т. Алексеевская - они очень много сделали для постановки курса математики в ТУСУРе. Хочу с благодарностью вспомнить ТГУ, мехмат, таких педагогов, как В.И. Клементьев, П.П. Куфарев, Р.Н. Щербаков и многих других. В Томском госуниверситете проблемами методики преподавания математики в вузе успешно занимался Михаил Романович Куваев, который внимательно следил за работой нашей кафедры в ТУСУРе и оказывал постоянную помощь. Его идеи легли в основу построения курса высшей математики у нас в вузе. Большое влияние оказал работавший в ТУСУРе заведующим кафедрой физики Эдуард Абрамович Аринштейн - крупный ученый, человек с очень разносторонними интересами. О системном анализе в настоящее время знают многие, мы же на кафедре познакомились с ее основными положениями благодаря помощи В.П. Алексеева, изучая его отчеты по научно-методической работе кафедры КИПР - в них описывался системный подход в инженерном образовании. При активном участии профессора А.А. Ельцова был тщательно проанализирован весь понятийный аппарат курса математики. Выстроена иерархия этих понятий. В результате удалось превратить курс математики в единую дисциплину, которая не распадалась на отдельные, слабо связанные между собой части. Сотрудничество с Б.Л. Аграновичем, Ю.В. Карякиным, работавшими ранее у нас (потом они ушли в ТПУ) помогло нам повысить эффективность аудиторных занятий, умело ставить педагогические эксперименты и отрабатывать их. Долгое время кафедра математики почти не применяла технические средства обучения. Ф.И. Перегудов, будучи ректором вуза, вызвал меня однажды и задал такой вопрос: "Институт закупил почти на миллион рублей разных технических новинок, а почему кафедра математики их не применяет?". Я ответил: "Накупили всякого барахла, а мы - применяй!". На долю секунды лицо Феликса Ивановича преобразил гнев, но тут же оно сделалось доброжелательным. "Бери ручку, бумагу, садись за стол, пока не напишете, что нужно кафедре, не выпущу из кабинета", - сказал он. Влип я, как говорится. Просидел в кабинете более часа, сочиняя и соображая, что же нам нужно. Отдал список Феликсу Ивановичу, втайне думая, что реализовать мои предложения невозможно. Он бегло ознакомился и меня отпустил. Куда он потом направил мою писанину, не знаю. Но все мои пожелания впоследствии блестяще воплотились в системе "Символ", разработанной профессором Ю.П. Шевелевым. Началась длительная, продолжающаяся до сих пор совместная работа кафедры с Ю.П. Шевелевым над созданием информационно-дидактической системы курса математики, как для вуза, так и для средней школы. Ее уровень удалось значительно повысить благодаря сотрудничеству кафедры с В.В. Кручининым. Очень важный участок работы - связь кафедры со средней школой, проведение олимпиад, вступительных экзаменов обеспечивают И.Э. Гришпон, Г.А. Коротченко, Н.Э. Лугина. За все время в этой сфере проблем не возникало. Компьютеризацией курса высшей математики успешно занимается профессор В.А. Томиленко. К великому моему сожалению, мне не удается объединить в один тесный коллектив очень успешно работающих А.А. Ельцова, В.А. Томиленко, В.В. Кручинина, Ю.П. Шевелева, М.Ю. Шевелева и других. Идут какие-то непонятные мне процессы, мешающие создать полноценный учебно-научный и программный комплекс курса математики с использованием всех многочисленных и очень плодотворных идей, уже во многом реализованных, но разрозненных. Сейчас на кафедре из тех, кто вместе со мной работают уже сорок лет, осталось два преподавателя высочайшего уровня - доценты А.П. Ерохина и Г.С. Голосова. Несколько позже пришли З.М. Гольдштейн, К.Т. Уташев, сделавшие очень многое. Тесное общение с Г.Н. Глазовым, В.В. Беловым, работавшими долгое время у нас, позволило усилить прикладную направленность курса математики. Очень сожалею, что ушла З.А. Смыслова, ее мощный потенциал очень бы пригодился. В будущее все мы смотрим, как говорится, "со сдержанным оптимизмом". Требуется существенная переработка ныне действующих государственных стандартов, нужно поднять их на более высокий уровень, на более тесную связь со специализацией студента. Радует хорошее отношение руководства университета к кафедре математики. С часто возникающими проблемами приходится обращаться к ректору, ко всем проректорам. Не было ни одного случая, чтобы я не получил помощь. …За сорок лет, что я работаю на кафедре, в разное время работали многие преподаватели. У всех чему-то можно было научиться. Всем им большое спасибо.
|