Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 1 Сентября 2006
Не расслабляться!
Каждый год в первосентябрьском номере мы даем информацию о том, как прошла работа по отбору и приему абитуриентов. Всегда интересно узнать, какой был конкурс, какой факультет сегодня самый популярный, настигла ли вузы давно обещанная "демографическая яма". Рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии нашего университета Валерий Николаевич Давыдов

- Каким был набор студентов на первый курс в этом году?

- В этом году бюджетный набор в ТУСУР на дневную форму обучения составил 718 человек, на вечернее отделение - 55, на заочное - 134. Замечу, что данные цифры устанавливаются Министерством образования и науки РФ по результатам открытого конкурса среди вузов, и если по вузам России в 2006 году по сравнению с прошлым годом произошло сокращение числа бюджетных мест в среднем на двадцать процентов, то ТУСУР получил дополнительные места на дневное отделение.

Конечно же, наибольший интерес у абитуриентов вызывают бюджетные места на дневное отделение. Но их число невелико и по решению Министерства образования и науки будет сокращаться.

Востребованность же специальностей ТУСУРа среди абитуриентов очень высокая. Поэтому, кроме набора на бюджетные места, мы ведем набор на платную форму обучения. При этом возможно дневное обучение в Томске, в филиалах в других городах (их у нас 16) и обучение по дистанционной технологии по месту проживания студента (более чем в 120 городах России, странах бывшего СССР). Сроки окончания набора по этим формам различны, и на сегодняшний день набор еще не закончен. Поэтому приводимые ниже цифры по набору неокончательные.

В этом году на дневную форму обучения было подано более 3700 заявлений, что обеспечило конкурс 5.2 человека на одно бюджетное место. На вечернее отделение подано 112 заявлений, конкурс 2.0 человека на место, и на заочное отделение подано 335 заявлений, конкурс 2.5 человека на бюджетное место. Эти цифры выше средних по вузам Томска.

- А если сравнивать с прошедшим годом?

- Количество абитуриентов, пришедших поступать в ТУСУР в этом году, примерно такое же, что и в прошлом. Однако просматривалась одна особенность: ощущение "напряжения" с количеством абитуриентов на некоторых специальностях и направлениях подготовки. Просматривается также снижение уровня подготовки школьников по точным наукам. Нынешние абитуриенты в среднем подготовлены несколько слабее, чем абитуриенты, например, 2003 года. К сожалению, каждый год образовательный уровень в школах падает. Чтобы образующаяся все больше и больше ступенька между требованиями вуза и знаниями школьников была компенсирована, вузам приходится организовывать дополнительные занятия со школьниками, подготовительные курсы.

- И много человек ходит на подготовку?

- В Томске на наших подготовительных курсах ежегодно обучается около 250 человек. К тому же, ТУСУР располагает примерно семьюдесятью подготовительными курсами по всей России. Основное их количество находится на территории Томской области, Кузбасса, Бурятии, Якутии, Казахстана, Узбекистана и Киргизстана. В среднем на этих курсах занимается более двух тысяч школьников.

- Много из этих далеких мест студентов?

- В ТУСУРе процент томичей и жителей Томской области сравнительно невелик: менее 30 процентов. Остальные - это жители других регионов и республик. Среди зарубежных абитуриентов наиболее число составляет русскоязычное население из Казахстана. Ежегодно на бюджетные места в ТУСУР поступает более 100 ребят из этой республики.

Много поступает абитуриентов из Бурятии и Якутии.

- Какой факультет оказался самым востребованным в этом году?

- Я бы не сказал, что у нас какой-то один такой факультет. По-моему, на всех факультетах востребованность высокая. При поступлении особой популярностью пользуются следующие факультеты: экономический (здесь конкурс более 12 человек на место, и это не последняя цифра; а на "Финансы и кредит" - 22 человека), гуманитарный факультет (конкурс 13 человек на место). Высока востребованность специальностей ФВС и ФСУ. Однако, по объективным причинам среди технических факультетов самый высокий конкурс был на ФЭТ - 5,6. На ФСУ конкурс составил 4,9, ФВС - 4,6 человека на место.

- В целом конкурс вырос?

- Нет, по университету он остался практически на уровне прошлого года. В прошлом году он был 5,6, в этом 5,2. Но тут вот какая деталь. Цифры набора прошлого года подсчитывалась совместно с ТМЦДО, с филиальной сетью и т.д. По филиальной сети и по ТМЦДО мы еще не закончили прием. Когда все учтем, конкурс будет выше 5.2 человека на место.

- Какой проходной балл был в этом году в ТУСУР?

- В этом году минимальный проходной балл на специальности университета составил в среднем 150 баллов, на направления подготовки (бакалавриат) он был несколько ниже - 141. Самый высокий проходной балл при традиционном конкурсе медалистов сложился на ФВС на специальности "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем) - 192 балла из 200.

Традиционно высокий проходной балл на ЭФ. Здесь на специальность "Финансы и кредит" он составил 189. И этот список можно продолжать: на ФВС "Управление и информатике в технических системах" - 187 баллов, "Компьютерная безопасность" - 183 балла, на ФСУ "Прикладная информатика в экономике" - 176 баллов, "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" - 175. И это баллы при проведении конкурса среди медалистов!

Это отборнейшие ребята, хорошее пополнение нашей студенческой элиты. Я рад, что у нас есть такие специальности и такие студенты.

- Количество медалистов среди абитуриентов ТУСУРа в этом году изменилось?

- Оно немного подросло: в прошлом году их примерно было около 400, в этом составило 486 человек.

- И как, они подтверждают свои медали?

- Решением приемной комиссии ТУСУРа у нас сейчас нет процедуры проверки правильности получения медали. Я считаю, это правильный шаг. Если школьник получил медаль, мы считаем, что он получил ее заслуженно. Возможно, что в отдельных случаях могут быть нарушения при ее получении. Но это прерогатива школы. Для медалистов при отсутствии конкурса среди них формой вступительного испытания выбрано собеседование. Если же конкурс сложился, то медалисты сдают вступительные испытания по профильным предметам. При этом возможны различные варианты и во всех случаях необходимо соблюдать принцип социальной справедливости среди абитуриентов.

Мы в течение нескольких лет составляли схему работы с медалистами, которая учитывала бы все особенности законодательства для этой категории абитуриентов, а также особенности нынешней технологии вступительных испытаний. Принятая в этом году схема отвечает всем этим требованиям и, на мой взгляд, она идеальна.

- Были ли какие-нибудь нововведения в организационной структуре приемной комиссии?

- В этом году мы подняли проходной балл за счет введения коэффициента на ЕГЭ. Этот коэффициент был установлен 1,2. например, человек получает 50 баллов по ЕГЭ, поступая в ТУСУР, вступительный балл считается так: 50 умножаем на 1,2; в итоге выходит уже 60 баллов. Мы пришли к выводу, что этот коэффициент примерно отражает истинную картину, и в этом году по этой причине мы привлекли значительно больше абитуриентов с ЕГЭ, чем в прошлом году - примерно на 400 человек. Это хорошая цифра.

Вся остальная технология поступления определена министерскими документами и никаких новшеств уже не требует.

- Какие проблемы возникали при работе с абитуриентами, их родителями?

- Такие проблемы возникают каждый год. Они связаны с тем, что, когда проходит само зачисление, кто-то из абитуриентов не проходит на ту специальность, на которую он хотел поступить. А у нас действует факультетский конкурс, то есть если человек не проходит на выбранную специальность, ему сначала предлагаются специальности этого же факультета, где проходной балл ниже. И вот это порой вызывает у родителей недоумение, желание разобраться, почему и как. Порой мы показываем им базу данных: смотрите - вот кто впереди вас; вот баллы зачисленных абитуриентов, вот ваш балл.

В этом году нам полностью удалось исключить какие-либо конфликты по поводу приема документов и засчитывания результатов. С каждым годом мы, учитывая наработанный опыт предыдущих лет, отлаживаем схему набора, оставляем и принимаем нормативные документы на все стороны деятельности отборочных комиссий факультетов, Приемной комиссии университета. Как шутят наши сотрудники: "У нас на каждый чих есть свой нормативный документ". Наверное, ни в одном вузе Томска так не прописаны и официально не затвержены "правила игры". Это, конечно, хорошо, но порой поступают предложения написать толстый трактат, в котором были бы даны ответы на все возможные вопросы по части приема. Это, я считаю, ненужным - на все случаи жизни бумагу не напишешь. Да и жизнь не стоит на месте: меняются нормативные документы Министерства образования и науки, появляются новые формы вступительных испытаний.

- А у вас уже не возникло желание после этого года написать еще одну бумагу?

- Не написать новую, а доработать уже имеющиеся. Так, у нас есть "Инструкция по работе отборочной комиссии факультета". В следующем году мы дополним ее образцами заполнения документов, оформления протоколов собеседования (их четыре вида и все разные), схемой работы с медалистами и т.д. Особую тревогу у приемной комиссии вызывает ежегодное увеличение количества инвалидов-льготников. Складывается мнение, что ВТЭК, которая выдает справки об инвалидности, не очень под контролем. И оно не только мое, в других вузах (особенно остро эта проблема стоит перед ТГУ) даже предлагают создать городскую комиссию, которая бы проверяла эти справки. Действительно, выделяя льготнику бюджетное место, кого-то из умных ребят мы выталкиваем. Ситуация обостряется тем, что льготник норовит поступить на самую престижную специальность, например, на "Финансы и кредит". Там всего восемь бюджетных мест и приходит четыре льготника, а конкурс - 22 медалиста на место. Мы отодвигаем всех этих умных ребят, говорим, что вот есть более достойные (льготники).

- Как проходят апелляции по вступительным экзаменам?

- Все вопросы недовольства результатами вступительных испытаний - это вопросы в сторону технологии ЕГЭ. Бывает так, что приходят ребята и говорят: как же так, я вот написал все ответы на вопросы части А или части В, а у меня всего 35 балов. Почему? А мы можем только проверить часть С билета ЕГЭ, кстати, самая сложная часть. Части А и В (наиболее легкие части билета, но наиболее часто фигурирующие в апелляциях абитуриентов) по неизвестным нам критериям проверяют в Москве. Перепроверить их нельзя никак. Вот и все возможности приемной комиссии. В этом году, кстати, по русскому языку мы удовлетворили две апелляции. Апелляции по другим предметам остались без удовлетворения.

Полная противоположность с апелляцией по региональной олимпиаде вузов Томска. После проверки олимпиадной работы участник олимпиады имеет право, узнав балл, совместно с преподавателем открыть работу и просмотреть каждую задачу, а преподаватель ему еще и объяснит, где ошибки и как надо было решать задачу. Идет дискуссия преподавателя и абитуриента и, возможно, что абитуриент докажет свою правоту. Ежегодно после такого просмотра результатов олимпиады мы исправляем ошибки в оценке работ. И преподаватель может ошибиться, если перед ним 300 работ. Так что, было бы хорошо, если бы схема поступления в университет сочетала в себе несколько форм поступления. Формы поступления должен определить абитуриент сам. Это может быть устный экзамен, письменный экзамен или тестирование в одной из возможных форм (ЕГЭ, компьютерное тестирование и другие).

- Что бы Вы пожелали студентам первого курса?

- Я хочу им пожелать не расслабляться, считая, что главный барьер в жизни взят. Ежедневно заниматься, посещать все занятия, больше читать книг, учебников. Помните: высшее образование учит вас учиться самообразованию, то есть работе с книгой. Мы не заставляем студентов учиться, как это порой делают в школе. Мы предлагаем учиться самостоятельно.

Успехов в учебе!

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании