Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 3 Сентября 2007
Прием-2007. Урок выдержан
Обвал, яма… так и хочется продолжить словами - катастрофа, ужас и трагедия. Уже давным-давно российским вузам предрекали серьезные проблемы в связи со спадом рождаемости в стране в начале 90-х. И вот ТУСУР, как и его соседи (читай - конкуренты) уже вступил в эту самую яму и… в общем-то, неплохо там себя чувствует. Да, количество абитуриентов уменьшилось, но наш университет по-прежнему остается «на коне», по-прежнему цифры конкурса на большинство специальностей впечатляют. Понятно, что просто так и вдруг такие результаты не достигаются. На одном имидже далеко не уедешь - это понятно.

Много пришлось поработать не только летом, но и в течение всего года всем подразделениям ТУСУРа и особенно приемной комиссии, чтобы грамотно организовать рекламную кампанию, придумать новые способы привлечения самых умных и активных молодых людей в наш университет. Как это удалось сделать, рассказывает начальник отдела отбора и распределения студентов Валерий Николаевич Давыдов.

- Чем запомнится это лето? В первую очередь - сложностью набора абитуриентов. В этом году как никогда произошел обвал количества выпускников томских школ. Если его оценивать реально, то существенно на количестве абитуриентов томских вузов этот обвал не должен был сказаться уж очень серьезно - почти все они (может, кроме педагогического и архитектурно-строительного университетов) большей частью набирают ребят иногородних. Процент же томских поступающих, например, в ТУСУРе все годы не превышал 30 процентов.
Конкуренция, борьба за каждого абитуриента шла не только в Томске, но и на выезде. Все томские вузы провели масштабные рекламные кампании. В частности, ТГУ в этом году увеличил количество рекламы, даваемой в средствах массовой информации в два раза. Другие университеты тоже стали очень активно работать в регионах.

- Что ТУСУР смог противопоставить столь серьезному «рекламному напору»?

- Конечно, мы тоже увеличили количество рекламы, расходы на эти цели были беспрецедентными. К тому же, мы постарались изменить многие наши стандартные приемы. Вот, например, какой способ решил применить в городах Кемеровской области факультет электронной техники. Его представители на автомобилях ездили по школам, раздавали рекламные материалы, преподаватели рассказывали о ТУСУРе, показывали робота, которого на время позаимствовали в студенческом бизнес-инкубаторе, демонстрировали рекламные фильмы о нашем университете. Конечно, при таком подходе воздействие на каждого школьника было максимальным. Я вообще считаю, что «кемеровское направление» нам нужно очень активно обрабатывать - по количеству подаваемых заявлений и поставляемых абитуриентов для очной формы обучения этот регион остается самым донорным.

Вторая наша рекламная акция, которая очень хорошо себя показала - это подача рекламы в СМИ не отдельными факультетами или приемной комиссией, а «залповая», рассказывающая о ТУСУРе в целом. Мы решили не публиковать отдельные объявления, которые могут потеряться в числе многих, а откупать целые развороты газет и буклетов, где рассказывали о всех факультетах, всех структурных подразделениях. В результате пропустить такую рекламу в газете или журнале невозможно.

Что еще? В этом году среди абитуриентов мы проводили шахматный турнир в надежде привлечь к себе интересных молодых ребят. В ТУСУРе хорошая шахматная школа, использовать ее нужно на полную мощность.

Вместо одного Дня открытых дверей в этом году в ТУСУРе было два. И качество и технология их проведения повышаются с каждым годом, цели корректируются, устраняется лишнее. Как следствие этого - отзывы родителей после поведения наших мероприятий были самыми положительными.

Еще одна акция: мы отправляли наш автобус на железнодорожный вокзал, ориентируясь на время, когда приезжают поезда или автобусы из городов Кемеровской области. Поступающие выходят из здания вокзала, и их встречает наш автобус с фирменной символикой ТУСУРа, украшенный флагами. Из проведенных шести поездок три дали хороший результат, привезли много ребят. Идею эту мы не изобретали, мне рассказывали, что подобные акции уже устраивались нашим университетом в начале 90-х, когда были проблемы с набором.

- Перейдем к цифрам. Насколько в этом году уменьшилось количество абитуриентов в ТУСУРе?

- На 550-600.

- Это много?

- Если сравнивать с конкурсом прошлого года, то картина такова: в прошлом году средний конкурс по ТУСУРу на это время (середина августа) составлял 4,6 человека на место. В этом году - 3,8.

- Вы были готовы к такой цифре?

- В принципе, да. Я смотрел и оценивал, как идут дела у ТГУ и ТПУ - наших ближайших конкурентов - у них тоже очередей в приемные комиссии факультетов не наблюдалось. Правда, цифр, показывающих количество абитуриентов и количество поданных заявлений, в этих вузах я так и не узнал. В этом отношении приемная комиссия ТУСУРа более открыта. Каждый день мы вывешивали информацию о количестве поданных заявлениях на каждую специальность, чтобы абитуриенты могли ее прочитать, все хорошенько взвесить и решить, куда документы подать предпочтительнее.

Во всех вузовских приемных комиссиях мне рассказали, что и у них в этом году возникли проблемы с набором, а количество подлинников (не копий заявлений, подаваемых на всякий случай) у наших конкурентов оказалось ниже, чем у нас. Вначале появилась информация о том, что конкурс в ТГУ в этом году - 7 человек на место, а потом выяснилось, что в «живых людях» - 3,3 человека. В ТПУ эта цифра немного ниже.

- Значит, в ТУСУРе остается самый высокий средний конкурс по Томску?

- Пока у меня нет информации по филиалам (это еще где-то 400 человек), когда она появится, я думаю, что по цифрам набора мы выйдем на тот уровень, что занимали в прошлом году.

- То есть, что касается цифр, то особых поводов для волнений у Вас нет...

- Так я могу сказать не о всех наших факультетах. Сказать откровенно, в ТУСУРе есть специальности, набор на которые в этом году прошел гораздо хуже, чем в прошлом. ФСУ, ФВС, экономический и гуманитарный факультеты сработали очень хорошо. Средний балл там - 160-170. Я хочу воспользоваться случаем и поблагодарить отборочные комиссии ФСУ и ФВС за их хорошую работу - рекламную и организационную - так что результатами их я не был удивлен. Гуманитарный факультет как всегда отлично сработал, и конкурс там был высокий, и раньше всех они отчитались. Из технических факультетов в этом году хорошо проявил себя ФЭТ: там больше всех преподавателей, которые ездят по городам и проводят набор. Так что их результат предвиделся. Хотя работа их отборочной комиссии меня разочаровала - реклама устарела. По-видимому, у них не хватило времени заняться ею в полной мере.

Пробелы появились на радиотехническом факультете - в прошлом году проходной бал туда был 150, в этом - пониже. Конечно, я говорю не про все специальности. Как всегда очень популярными среди абитуриентов были те, что связаны с защитой информации, и конкурс там был очень высокий, то же касается и «антикризисного управления». А вот на специальность «Бытовая радиоэлектронная аппаратура» конкурс упал.

На РКФ тоже были определенные проблемы. Конечно, их удалось решить, и набор там завершился удачно, но вот работа оборочной комиссии этого факультета мне представляется наиболее слабой как в плане подготовки, так и в процессе набора. Здесь я не увидел «искорки», поиска, желания решить трудности самим.

Я думаю, что все эти негативные моменты, которые были выявлены в работе всех отборочных комиссий, мы еще будем обсуждать. Наш ректор, и это было заметно всем без исключения, очень пристально следил за ходом приемной кампании. Он, как и проректоры по учебной работе и экономике пришли к выводу, что нашу рекламную деятельность в регионах нужно усиливать, находить новые методы, приемы. А благодаря решению первого проректора Юрия Алексеевича Шурыгина, теперь нашим представительствам в регионах мы можем помогать материально - передавать компьютерную технику, которую мы в университете меняем на более современную.

Еще очень важно отметить наш «козырь» в наборе этого года. Мы ввели в качестве альтернативного экзамена по физике экзамен по информатике. Учитывая, что не на всех факультетах информатика является главенствующим предметом, два из них отказались засчитывать его результаты. Это породило ряд проблем, но со временем мы их решим.

На экзамен по информатике пришло 112 человек. Для первого раза это очень приличная цифра.

Большие надежды мы возлагали на сотрудничество со Школьным университетом, и даже в правилах работы отборочных комиссий отмечены те льготы, которые при поступлении имеют выпускники ШУ. Но результаты нашего сотрудничества пока, в полной мере, удовлетворять не могут. Надеюсь, что постепенно эту структуру мы приобщим к набору. Это поможет решить многие проблемы. Какие? Так как мы теперь университет инновационный, то и абитуриентов мы должны привлекать особенных - активных, стремящихся создать свое дело. И здесь Школьный университет мог бы нам помочь в поставке таких «заостренных на активность» молодых людей, увлекающихся IT-технологиями.

Это помогло бы нам качественно улучшить набор в вуз.

- А в этом году Вы уже почувствовали эту «инновационность» в поступающих? Изменился ли «портрет» нашего первокурсника?

- Скорее нет. Правда, появилась особенность. Так как число выпускников школ в этом году уменьшилось, то многие выпускники и учащиеся техникумов и колледжей решили попробовать поступить в вузы. Конечно, обучение в университете и в колледже очень разнятся, отличается оно и от школьного. А правила приема ориентированы больше на школьную программу. Может, студент техникума и знает высшую математику, в отличие от школьника, но на вступительных экзаменах это ему не поможет, его знания оказываются невостребованными. Так что все абитуриенты борются на поле школьной программы, где, как правило, студент колледжа проигрывает. По этой причине, как я считаю, в этом году оказался столь востребованным наш факультет заочного и вечернего обучения (я не хочу умалять организационную работу деканата этого факультета), здесь набор шел активнее, чем в предыдущие годы.

Что касается дневной формы обучения, то, действительно, уже можно рисовать портрет нашего абитуриента, вернее - два портрета. Первый - выпускник школы, уже определивший свое будущее, готовящийся к обучению, который приходит к нам с кучей грамот, готовый к борьбе. Такие молодые люди задают тон и составляют большинство поступающих. Второй поток, второй «портрет» - молодые люди, которые тоже желают изучать специальности нашего университета, но в плане подготовки они более слабые, изначально ориентированные на платное обучение.

У нашего университета сложился имидж «трудного», куда трудно поступить и где сложно учиться. Может, это и хорошо, но для набора - плохо. Кто-то недооценивает свои силы или просто не знает своих возможностей и в результате не решается идти в ТУСУР, мы теряем тех, кто мог бы учиться. Но по этой же причине, несомненно, в наш университет притягиваются те, кто действительно настроен учиться только в ТУСУРе. Так что у нас «среднего слоя», тех, кто набрал 120-150 баллов очень мало.

Я с радостью наблюдаю, что многие из наших абитуриентов приносят грамоты, имеют спортивные разряды (по набору спортсменов у нас особая программа - они попадают в категорию льготников при поступлении), много тех, кто участвовал на школьных, всероссийских конференциях. Видно, что люди готовились к поступлению заранее, обдумывали все свои шаги.

- Что ждете от следующего года?

- В общем-то, я гляжу на ход приемной капмании-2008 с оптимизмом. Во-первых, мы получили хороший урок в этом году и выдержали его. Это позволит нам коренным образом улучшить систему набора. Я надеюсь, что все наши подразделения поймут, что на работу по привлечению абитуриентов нужно вести постоянно, уже начиная с сентября.

Да, в следующем году «провал» в количестве выпускников школ исчезнет (он был вызван течением школьной реформы), но демографический спад будет продолжаться, минимум его будет года через два, а затем пойдет подъем, который, конечно, не достигнет советских лет, не надо обольщаться. Но я думаю, что имидж нашего университета, который ежегодно укрепляется, позволит нам проводить хороший набор, принимать отличных абитуриентов, невзирая на все сложности и серьезных конкурентов.

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании