Информация   Для зарегистрированных пользователей
Главное меню
Доска объявлений
Журнал "Радиоэлектроник"
Вопрос-ответ
Ваши отзывы и пожелания
Информация сайта
   
Журнал "Радиоэлектроник"

Выпуск 28 Июня 2007
Нон-стоп от «Наяды»
Вот и пришло, пусть и недолгое, но все же долгожданное сибирское лето... У разных людей начало июня вызывает разные ассоциации. Например, для студентов это сигнал к активизации в связи с предстоящей сессией, дабы со спокойной душой уехать домой или просто отдыхать без лишних мыслей.

Но оживление в клубе аквалангистов «Наяда» вовсе не было связано с подготовкой к сдаче экзаменов, впереди были мероприятия другого характера - ведь начался сезон погружений на открытой воде! Занятия в бассейне, особенно для новичков, пошли на пользу не только самим подводникам, но и окружающей среде. День защиты детей ознаменовал приближение Всемирного Дня очистки водоемов, проводимого в первое воскресенье июня.

Это мероприятие с мировым именем в Томске проводилось уже в пятый раз, и в пятый раз наядовцы приняли в нем активное участие. Хотя погодные условия не особо располагали к комфортному «летнему» погружению, достижение благой цели - очистки водоемов - не ставилось под сомнение.

Вместе с клубом ТПУ аквалангисты ТУСУРа очищали Курью и Белое озеро. Среди необычных находок были солнечные очки, патронташ, детская обувь советского времени, сотовый телефон, автомобильная шина и т.д. На вопрос, каким образов это все там оказалось, никто не решился ответить. На Белом озере, кстати, наядовцы стали первыми по количеству собранного мусора, за что им торжественно был вручен ценный подарок и грамота от администрации города. Более всего порадовал следующий факт: из Белого озера в этот раз извлекли гораздо меньшее количество мусора, чем в прошлые годы. Значит, стремление внести свой вклад в защиту окружающей среды дало положительные результаты! Что и было зафиксировано представителями СМИ, традиционно привлекающими внимание общественности к этому ежегодному мероприятию.

Ровно через неделю, следуя поговорке «делу время – потехе час», наядовцы посветили выходной развлечению. Не пассивному, конечно. В составе колонны Томской региональной подводной федерации, в которую входит и клуб ТУСУРа, подводники представляли 10 июня на Томском карнавале тех, для кого вода стала и судьбой, и профессией. Погода на этот раз не подвела: русалки, подводники, водная нечисть, подтанцовка и прочие чувствовали себя прекрасно. Кроме, пожалуй, парней в мокрых гидрокостюмах и особенно в водолазных костюмах, которым понадобилось большое терпение, дабы в жару дойти до конца маршрута. Но в целом, все остались довольны, любопытство зрителей – удовлетворено, а в ясных головах наядовцев начался процесс генерирования новых идей для следующего карнавала.

Наступила новая неделя, а «Наяда» будто по графику чередования общественно полезных дел и развлечений открыла 11 июня сезон очистки Игуменского озера.

Это место интересно тем, что там под ведомством Эколого-биологического отдела благодаря усилиям всего четырех сотрудников, продолжают радовать глаз виды растений и насекомых, занесенные в Красную книгу области. Обитают в озере редкие виды карася, кряковые утки; в оранжерее рядом растут экзотические растения, включая гигантский кактус, в специально отведенном месте живут представители сибирской фауны – всего не перечислишь! Притом озеро является одним из напоминаний о речке Игуменке, протекавшей по центру города всего полтора века назад. Интересно Игуменское и тем, что при всей своей необычности и нахождении возле Буфф-сада оно малоизвестно даже среди коренных томичей.

Подводникам не нужно было доставать мусор со дна: они вырезали водоросли и собирали ряску, чтобы озеро не заболачивалось. Подобную процедуру подводники будут проводить в течение лета, так как озеро «обрастает» быстро, особенно в жаркую погоду.

В честь годового сотрудничества клуба «Наяда» и Эколого-биологического отдела была установлена памятная табличка, где каждый посетитель теперь сможет прочесть, чьей заслугой является чистота вод Игуменского озера.

Славно поработали - пора и славно отдохнуть! И снова «Наяда» готовится к погружениям, на этот раз – в свое удовольствие. Снаряжение и хорошая погода – все, что нужно подводникам для полного счастья. Первое есть, вторым прогнозы обещают не обделить. Единственное, что нельзя найти в жизни клуба – это времени для скуки!

При слове «наяда» у человека более-менее знакомого с древнегреческой мифологией возникает образ прекрасных нимф, населяющих ручьи и озёра. А у тех, кто связан с ТУСУРом, возникает еще один образ. Речь о клубе подводного плавания «Наяда». О том, как и чем живут подводники, мы решили узнать у президента клуба – Михаила Журавлева.

- Расскажите, с чего все начиналось?

- Так как сменилось уже несколько клубных поколений, точно сказать, кто основал клуб и когда, вряд ли возможно. Это все затерялось в бумагах. Но можно примерно высчитать эту самую историческую дату. Мы уже отмечали сорокалетний юбилей ТУСУРа, а нам где-то тридцать пять «с копейками». Вообще раньше в каждом институте была такая организация – ДОСААФ. Вот и «Наяда» вначале была секцией ДОСААФ, уже потом преобразовалась в клуб.

ДОСААФ ставил такую задачу: подготовка юношей к службе в армии. Но, конечно, были и другие цели.

…Шестидесятые годы - бум интереса к подводным видам спорта: акваланги из разряда секретной техники перешли в вид более доступных, появились в ограниченной продаже. В то время стали возникать подводные клубы. Потом бум прошел, интерес остался только у энтузиастов. В перестройку шел отток людей с активной жизненной позицией в бизнес, на рынок. Во всех спортивных и досуговых организациях стало мало заинтересованных людей, прекратилось финансирование со стороны спонсоров. Спортивные организации существовали по остаточному принципу: не разгоняем и ладно. Нам удалось продержаться это смутное время в том числе и благодаря поддержке декана ФЭТ Виктора Михайловича Герасимова. Последние пять лет ситуация стала выправляться, в том числе и в нашем вузе: появилась возможность развивать те различные виды досуга. К тому же, в последнее время люди с активной жизненной позицией «заскучали» и начали проявлять интерес к техническим видам спорта. Вот на этой волне наше движение получило новую жизнь.

- А Вы какой по счету председатель клуба?

- Точно не могу сказать - где-то пятый-шестой. Торжественного вручения знамени не было, ситуация в таких «самоорганизациях» как наша немного иная. Человек берет на себя обязанности, тащит дело на себе, потом чувствует, что устал, надоело, другие дела есть. И передает бразды правления кому-нибудь еще. Я вот пришел без дворцовых переворотов, мне просто сказали: ты будешь следующим. Я к тому же в ТУСУРе работал, так что было проще решать все организационные моменты. И вот с 1992 года – пятнадцать лет уже – я у штурвала.

- Ну и как вам, не тяжело?

- Да особых сложностей нет. Главная проблема – организовать людей, двигать участников в нужном направлении. Тут ведь вопрос мотивации важен. Если, например, человек работает на предприятии, он выполняет должностные обязанности, получает за это деньги. Здесь же заставить кого-то что-то делать невозможно. Можно только сказать: ребята, нам нужно сделать это и это, кто может взять на себя такие-то обязанности? Кто-то говорит «я» и начинает работать. Если не справляется, говорит: все, это делать больше не буду. Или вообще теряется, не приходит. Значит, выбираем следующего. Здесь можно что-то делать только из интереса. Других сложностей нет.

- Какие критерии предъявляются к тем, кто приходит попробовать себя?

- Существуют ограничения по здоровью. Есть специальные инструкции, где говорится, что у человека не должно быть проблем с сердцем и ЛОР-органами.

- А если плавать не умеешь, но очень хочешь сюда попасть?

- Это не так уж и ужасно. Я сам, мои дети, некоторые наши новички приходили в клуб и не умели плавать. Процесс таков: на человека одеваются ласты, и он сначала учится плавать в них – это проще; потом ласты снимает и начинает плавать без них. С точки зрения погружений плавать вообще можно не уметь, ведь главное не плавать по поверхности, а занырнуть на дно. Тут может возникнуть другая проблема: некоторые без дополнительного груза не могут погрузиться. Кстати набор новичков идет непрерывно круглый год.

- А сколько же весит само оборудование?

- В воде у него нулевая плавучесть - чтобы человек ушел в глубину, она должна быть такой. Если плавучесть положительная, он всплывает, если отрицательная - вниз идет. А в воздухе вес оборудования таков: акваланг – 23 кг, ласты, маска, трубка – 2 кг, костюм – еще 3 кг. А раз одел костюм, плавучесть стала положительной, нужно свинец на себя вешать, а то не погрузишься. Это еще от 3 до 15 кг. В итоге вес легкого водолазного снаряжения - где-то килограммов сорок. А тяжелое снаряжение со шлемом тянет на килограммов 90 и выше - чтобы человека не отрывало от дна. Его применяют при погружениях для работы на одном месте. В тяжелом ходят по дну, а в легком плавают в толще воды.

- По какому принципу различают сложные и легкие погружения?

- Они делятся по глубине погружения, по времени нахождения на глубине. Основной элемент сложности добавляют особенности погружения. Например, бывают ночные погружения, когда видно что-то только с фонариком, подледные, в пещеры, погружения на течении, в мутной воде.

- Где вы в основном занимаетесь? Как часто выбираетесь в естественные водоемы?

- Начинающие слушают курс лекций, сдают экзамены на знание теории и проходят практические занятия в бассейне с оборудованием. После этого можно уже людей выпускать в водоем. Ближайшие доступные водоемы в Томске - озеро Боярское, Копыловское, Нефтехимовское. На более далекие организуем экспедиции. За историю клуба выезжали на Иссык-Куль, Байкал, Японское море. Здесь можно не только посмотреть подводный мир, но и погрузиться на большие глубины. В ближних водоемах от силы 10-15 метров бывает глубина. Особых навыков там не приобретешь.

- Как посвящаете новичков?

- До перестройки проводили посвящения в аквалангисты в летнем лагере на Сенной Курье. Собирались там все подводные клубы Томска и ночевали в палатках, тут же погружались, общались, песни пели и посвящались заодно. Сейчас эта традиция прервалась. Посвящение проходит раз в год в клубе, имеет больше шуточный характер. Есть еще традиции. Например, слет подводников Томской области. Как только организовалось в городе два клуба, с той поры слет и проводится. Так уже более 30 лет. Действие проходит на Зыряновском острове на Томи. На одной из полян ставятся палаточные лагеря (у каждого клуба свой лагерь), проводятся конкурсы, соревнования, разжигается пионерский костер. Там же проводится традиционная майская демонстрация. Ходим вокруг мачты со своим знаменем, кричим лозунги.

- В СМИ я нашла материалы о том, как вы чистили Белое озеро. Что там было?

- Это стало уже традицией, в этом году работать на озере мы будем в четвертый раз подряд. Мы узнали, что первое июня - не только День защиты детей, но и международный День очистки водоемов. В честь этого дня в ближайшее к первому числу воскресенье устраиваем специальную акцию - привлекаем к себе внимание. Белое озеро подходит для этого как нельзя лучше: оно в центре города, там вокруг всегда гуляет много народу. Мы преследуем две цели: прорекламировать себя и привлечь внимание людей к экологической проблеме - наличию мусора в водоемах. Вода в озере мутная, так что ищем мусор на ощупь. Правда, в последнее время стало водиться много раков, водоросли завели, они чистят воду. Белое озеро не единственное, где мы устраиваем чистку. Так с ТЭСИ (Томская экологическая студенческая инспекция) мы чистили Аксеновское озеро. Еще мы сотрудничаем с учреждением по дополнительному экологическому образованию школьников в районе Буфф-сада. Там есть озеро Игуменское. К нам обратились с просьбой помочь в очистке воды от водорослей, из-за которых вода заболачивается. Вот и там мы занимаемся «подводным сенокосом». Также вместе с томской водолазной службой МЧС мы были на Сенной Курье - нашли несколько торчащих со дна арматур. С поверхности воды их не видно, и человек может нырнуть прямо на такую железяку.

- А что еще есть в числе ваших находок?

- В Белом озере мы находили костыли, сотовые телефоны, фотоаппараты, обувь, куртки с ключами, кошельки. В каждом клубе существует мини-музей, куда сдаются оригинальные находки. Например, молочная бутылка, их давно уже нигде нет, а вот на дне еще встречаются.

- Бывает, что люди сами к вам приходят с просьбой найти на дне утерянные ими вещи?

- Такое часто происходит. Например, когда не были развиты спасательные службы, к нам обращались с просьбой найти утонувшего. А так, например, на рыбалке люди утопят ружье, а оно им дорого как память, вот и обращаются.

- Вы согласны с утверждением, что под водой красивее, чем сверху?

- Это на любителя. Если человека зацепил подводный мир, он так и будет приходить к нам. А если нет, то после первого же раза потеряется, и больше мы его не увидим. Везде интересно по-своему. Но из всех водоемов, где мы бывали, Японское море ни с чем не сравнится по красоте и обилию живности.

- Как вы считаете, в чем особенность таких клубов, как ваш?

- Особенность в том, что у нас собирается народ с активной жизненной позицией. Дальше в жизни у таких больше шансов стать успешными. Раз человек пришел сюда, ему уже мало обычного будничного общения, у него есть особая «жилка», свой интерес, который он будет реализовывать. Также потом и в жизни. А еще так люди учатся работать в команде. Это потом пригодится.

Автор: Олеся Бутолина

Вернуться назад

Поиск по сайту
Виртуальный тур
Web-камера
Фотогалерея
Другие сайты ...
 
Copyright © 2006-2024 Кафедра Компьютерных Систем в Управлении и Проектировании